Интервью с Калугиной Еленой Владимировной

Интервью с Калугиной Еленой Владимировной

Директор Центра Развития Карьеры РАНХиГС о распространенных проблемах студентов и выпускников при трудоустройстве, полезных советах и примерах отличных стартов карьеры.

И первый вопрос. Часто, как мы уже с Вами обсуждали бывает, что при получении диплома студент выходит на рынок труда и ему очень трудно устроиться на работу. Какие, на Ваш взгляд, самые распространенные трудности с трудоустройством у студентов?

Как мне кажется, на текущий момент, самая распространенная трудность – у студентов сложились завышенные ожидания и не совсем его компетенции, даже не столько профессиональные сколько социальные,  соответствуют представлению работодателя об идеальном сотруднике. Очень часто студентам не хватает коммуникативных навыков для установления контакта с людьми старше себя по возрасту, очень часто уровень softskills  не соответствует тем требованиям, которые есть в компании. То есть, если мы говорим, например, об использовании пакета MicrosoftOffice, говорим об Excel’е и т.д., то работодатель рассчитывает, что владение Excel’ем – владение на уровне составления матриц сложных таблиц, а студент считает, что если он сумел суммировать колонку – вот оно и счастье. Тоже самое касается английского языка. Работодатель ожидает, что это, как минимум, Upper-intermediate, причем желательно еще и с профессиональной лексикой, студент же считает, что если он может без словаря общаться на отдыхе где-нибудь в районе моря, то это уже знание английского. То есть, я бы сказала так, что очень часто у студента завышенное самомнение о своих возможностях, своих способностях, на самом деле к работодателю приходит человек у которого, скажем так средние способности и возможности, работодателю приходится его доучивать. И вот здесь очень большое значение имеет мотивация, если студент готов работать над собой, над своим развитием, над тем, чтобы развивать себя как профессионала, тогда работодатель готов вкладывать в него силы и деньги. Если мотивация отсутствует, либо он (студент)  ее должным образом не показывает, то здесь, в общем, тоже происходят сложности и, скорее всего, человеку будет, либо отказано сразу, либо он будет уволен в течение испытательного срока.

Вы сказали, что у студентов бывают какие-то завышенные ожидания от работодателей. Сталкивались ли вы со случаем, когда у работодателей были завышенные требования к студентам?

Если честно, то нет. Потому что текущий рынок труда – это рынок работодателей, и у работодателей существует очень четкая картина того, кто ему нужен и на каких позициях, что является стартовой позицией, что является позицией специалиста, что является позицией middle-менеджмента. Сказать, что у работодателей завышенные пожелания я не могу.

Считаете ли вы, что только учебный процесс, без каких-либо сторонних мероприятий, может подготовить действительно квалифицированного специалиста?

Однозначно, нет. Как я уже сказала, имеет значение не только профессиональная компетенция, но и социальная компетенция. Социальная компетенция – это то, что студент может приобрести во время участия в студенческой жизни, находясь например, у нас здесь в Академии. Это всевозможные волонтерские проекты, студенческие сообщества, студенческий совет и студенческий актив Академии, всевозможные мероприятия, которые проводим мы, в рамках содействия карьеры студентов: встречи с работодателями, всевозможные бизнес игры, тестирования и т.д. Что происходит, когда студент активно включается в студенческую жизнь? Он учится, в реальных ситуациях, командной работе.  Понимает, что такое ответственность перед командой и, если ты что-то не сделал, готовя мероприятие, которое готовит твоя команда, то, соответственно, ты сразу поймешь, что подводишь свою команду. Вот эти командные формы воспитывают в будущем сотруднике ответственность, готовят его к командной работе и к пониманию того, что нет очень жестко очерченного твоего фронта работы в компании. Ты должен всегда быть готовым протянуть руку поддержки соседу, у которого может быть “завал” в данный момент и, если ты готов к командной работе, в глобальном смысле этого слова, то ты скорее себе выстроишь карьеру в этой компании. Если ты будешь получать знания из смежных областей – это одна из компетенций, которая сейчас наиболее востребована работодателями, то ты также можешь показать, что ты незаменимый человек в компании, у тебя быстрее будет выстраиваться карьерная траектория. Участие в студенческой жизни дает возможность проявить свои способности менеджера, свои управленческие способности. Ты учишься управлять своим временем, ты учишься управлять временем других членов своей команды, учишься расписывать и делегировать полномочия другим членам команды. Вот эти все компетенции крайне важны для работодателей, но в рамках учебного процесса ты их получить не можешь, только практическая деятельность: проектная и командная работа.

Абсолютно с Вами согласен. Следующий вопрос – как часто студенты обращаются в Ваш Центр Карьеры и как быстро они трудоустраиваются после обращения?

Трудоустройство не всегда является предметом обращения студентов к нам в Центр. Студенты часто ищут оплачиваемые стажировки и мест для практик. Помимо этого, студентами Академии мы оказываем такую услугу, как карьерный коучинг или индивидуальная консультация. Мы консультируем как грамотно составить резюме, как изложить свои сильные стороны так, чтобы работодатель увидел ценность тебя, как будущего сотрудника. Мы рассказываем, как лучше представить свой опыт во время собеседования. Если студент не знает, как искать работу, пытаемся сориентировать его и показать, какие существуют каналы поиска работы, как работать с сайтами вакансий, как читать тексты вакансий, как понимать, что эта вакансия для тебя и что она наилучшим образом раскроет твои сильные стороны. Все это мы показываем в рамках индивидуальных бесед с соискателями.Насколько успешно ребята трудоустраиваются после обращения к нам в Центр? Скажем так, если человек после первой консультации готов работать над своим трудоустройством (ведь  поиски работы это тоже работа), если он готов вкладывать в это силы и время, то результат будет стопроцентным. Если ему пока что это слишком сложно, нудно и «да зачем?», то тогда результат будет нулевой.

Хорошо. Какие формы общения вы считаете наиболее эффективными  для студентов, вузов и работодателей? То есть всех вместе.

Мне больше всего близка проектная деятельность, и мы со студентами Академии ведем проектную деятельность, заточенную под бизнес-задачи работодателей. Эта деятельность  для всех трех групп дает очень хороший практический результат.Для студентов – «прокачивание» своих компетенций через проектную деятельность и возможность показать себя перед работодателем, для работодателя – решить некую задачу, не затрачивая колоссальные средства на нее, потому что студенты делают это в рамках своей волонтерской деятельности и для Академии – прежде всего обучение студентов через действия, через проектную деятельность, практическая отработка своих знаний и навыков, а также, закрепление бренда Академии как вуза, который готовит адаптивные и конкурентоспособные кадры, перед работодателем.

И последний вопрос. Какие вы знаете наиболее успешные примеры старта карьеры для студента или выпускника?

Примеров успешного старта карьеры наших студентов очень много. С удовольствием расскажу одну из историй успеха, когда выпускник не только успешно выстраивает свою карьеру, но и общается со студентами Академии в качестве карьерного наставника. Алексей Морковин, выпускник 2014 г. ИГСУ РАНХиГС (кафедра государственной службы и кадровой политики)  пришел на стажировку в РосЕвроБанк. Настолько ему понравилась атмосфера банка, его коллектив, что после стажировки его оставили в РосЕвроБанке и он перешел в штат. За два года работы в Банке Алексей прошел карьерный путь от стажера до специалиста Отдела подбора и адаптации персонала Департамента организационного развития и управления персоналом, а в ближайшем будущем его переводят в приоритетный стратегический проект банка «Виртуальный офис». В 2016 году, когда мы со студентами ВШФМ  делали проект для РосЕвроБанка, то Алексей Морковин выступал как один из представителей заказчика РосЕвроБанка, работал с нашими студентами, ставил перед ними задачу, рассказывал как он выстраивал карьеру в банке от стажера до ведущего специалиста и потом принимал работу ребят, их проект. Это пример человека, который поставил перед собой цель, который ее достиг и который готов делиться с ребятами «лайфхаками» своего успеха.

Есть еще один пример. Это уже пример, который ближе к нашему Центру. Выпускница 2015 г. ИГСУ РАНХиГС  Татьяна Ким после выпуска работала у нас в Центре порядка девяти месяцев.Поражая своей работоспособностью, Татьяна стремительно развивалась в профессиональной сфере:  проводила тренинги, мастер-классы, индивидуальные консультации по содействию трудоустройству студентов. После этого на нее обратила внимание компания «БДО Юникон», где она уже больше года успешно работает, и в этом году «БДО Юникон» впервые принял участие в «Студенческом Карьерном Форуме: мотивация, личность, карьера». Вместе с сотрудниками компании Татьяна в рамках стендовой сессии работодателей консультировала студентов Академии, рассказывала ребятам о том, как она проходила различные этапы отбора в компанию, как выстраивала карьеру в БДО. Тоже очень яркий и хороший пример, когда человек готов делиться со студентами ценной «инсайдерской» информацией.

Елена, спасибо большое за интервью. Было приятно пообщаться.

Спасибо.

«ДЕЛАЙ КАК Я!» - Молодежь Коломны принимает эстафе...
Хроника проекта "Московский областной молодежный ...

Читайте также: