Интервью с руководителем музея "История Космонавтики" МБОУ СОШ №18 Викторией Шалунковой.
Виктория Викторовна Шалункова - учитель истории и руководитель музейного коллектива в МБОУ СОШ №18 ответила на ряд вопросов о деятельности музея, его планах и перспективах. Уделено внимание музейной экспозиции, патриотической команде "Энергия", сотрудничеству с институтами и знаковыми предприятиями космической отрасли.
Интервью приурочено ко дню Космонавтики, в год 60-летия запуска первого искусственного спутника Земли.
1) В чём состояла основная цель музея, на момент его создания?
На момент создания музея, моей целью было объединить и воодушевить учеников школы новостройки, идеей, которая могла бы стать визитной карточкой нашего образовательного учреждения, задала бы вектор воспитательной работы. В школах района очень распространены краеведческие музеи и музеи воинской славы, но наш город знаменит ещё и своим большим вкладом в освоение космоса. Космонавтика - универсальная площадка для реализации образовательных новаторских программ, связанных со всеми сферами современной жизни.
2) Какими ценными экспонатами вы обладаете?
2) За недолгие 1,5 года существования музея, мы собрали значительное количество экспонатов. Источниками пополнения экспозиции стали музеи космонавтики, предприятия космической отрасли, исследовательские институты. Так, ветеран труда Ракетно-Космической Корпорации «Энергия» Вячеслав Волошин передал коллекцию «Космический автограф» - собрание личных фотографий космонавтов. Одно из подразделений Военно-Космических Сил в Красногорске вручила нам оптическую камеру, сфотографировавшую обратную сторону Луны в 1959 году. Коллекция экспонатов постоянно пополняется, ведется фондовая работа, ученики ведут исследовательскую работу. Эта деятельность вовлекает всё большее количество подростков и их родителей.
3) Планируете ли вы сотрудничество со знаковыми предприятиями космической индустрии?
3) Как уже было сказано, мы сотрудничаем с РКК «Энергия», помогающие нам организовывать встречи с космонавтами и ветеранами космической отрасли, проводить проф. ориентационные семинары для старшеклассников, а так же предоставившие много технической литературы для библиотеки музея. Помимо этого, налажено взаимодействие с Красногорским механическим заводом им. С.А. Зверева, В данный момент, музеем предприятия планируется передача части вспомогательного фонда, уже не использующихся в их собственной экспозиции. Развитие сотрудничество с Институтом Медико-Биологических проблем делает первые шаги. Уже состоялось наше знакомство с уникальным комплексом «Марс -500», проведены первые встречи с участниками изоляционных экспериментов, в самой экспозиции музея в скором времени появится уникальный костюм участницы научно-исследовательского эксперимента «Луна-2015».
4) Есть ли планы на сотрудничества с институтами, направленными на развитие интереса к космонавтике у молодёжи?
4) Что касается высших учебных заведений, то работа ведётся и в этом направлении. В данный момент выстраивается система сотрудничества с Институтом Комических Технологий (РУДН), планируется налаживание связей с Московским Авиационным Институтом. Так, выпускник МАИ 1957 года Сидоренко Виктор Иванович, уже ведёт курс лекций по ракетостроению в нашей школе. В череде разнообразных мероприятий , ребята уже становились гостями МГТУ им. Баумана
5) Фонды музея до сих пор пополняются экспонатами. Какие экспонаты вы хотели бы получить в перспективе?
5) Пополнение фондов, собирание уникальной коллекции, сохранение экспонатов – памятников уходящей истории - основная миссия любого музея. Для музея нашей направленности , особенно ценны предметы, связанные с космической тематикой, несущие информационную нагрузку, позволяющие каждому, увидевшему их, чувствовать свою сопричастность, как гражданина России, к великим страницам истории Отечества. Элементы экипировки, личные вещи космонавтов и многое другое, что имеет прямую связь с историей освоения космоса и что способствует развитию живого интереса у детей.
6) Какая работа ведётся на базе Музея? Проводите ли вы поездки, экскурсии и участвуете ли в слётах?
6) На базе музея существует патриотическое объединение «Энергия», являющаяся центром научно-исследовательской и воспитательной работы в школе. Команда принимает участие в фондовой и поисковой работе музея, принимает участие в Слётах, конференциях, волонтерских программах, конкурсах на базе музеев и институтов, а так же организует исследовательские экспедиции. В команду входят ученики 6-10 классов, но ограничений по возрасту отсутствуют. Стать частью космической команды может каждый ученик, выбрав определённое направление работы. Так у нас есть дети, занятые лишь экскурсионной работой, есть те, кому больше интересная спортивно-патриотическая направленность, кто-то реализует себя в исследовательских видах деятельности.
7) Какого бы результата в идеале хотели бы вы добиться своей работой? Что смогут получить люди, вовлечённые в этот процесс?
7) В идеале мы хотели бы превратить музей в научно-образовательный центр, ставящий своей целью популяризацию космонавтики среди молодёжи. Необходимо сделать музей интерактивной площадкой, где можно не только изучать и знакомиться с историей космонавтики, но и получать практические навыки, азы инженерии, робототехники. Иметь доступ хотя бы к элементарному научному оборудованию, такому как: обсерватория, оборудование для 3D моделирования, укомплектованную лабораторию для технических экспериментов. На современном этапе развития общества, в контексте задач поставленных перед школой, важно не только заинтересовать, обучить наукам, но и создать условия для получения конкретных практических навыков, для реализации детьми, уже в школе, каких-то своих собственных разработок и креативных идей. В конечном итоге, необходимо стремиться к созданию специализированных классов, к созданию системы целевого набора в вузы с возможностью дальнейшего трудоустройства на том предприятие, где этих специалистов уже ждут.